Школа традиционного карате-до сетокан «Токукай»

Итоги международного учебно-тренировочного семинара по Каратэ и Кобудо под руководством Мастера Юдзи Мацуой

7 ноября 2006

3-5 ноября в Санкт-Петербурге состоялся визит мастера Юдзи Мацуои.

Ханши, 8 дан, Соши (сосихан) Кокусай Сёриндзи-рю Каратэ-до; 7 дан Окудэн Мэнкё, Таура Мусо-рю Кобудо; 7 дан Рэнши, Мусо Дзикидэн Эйсин-рю Йай хэйхо.

Звучит сложно, разобраться трудно, но попробуем:
Первую задачу, которую ставила организация в 1996 году в части изучения боевых искусств Японии, приблизится физически и технически к критериям подготовки японских мастеров. По мнению наставника Сибуя эта цель, за редким исключением, в целом достигнута.
Мастер Курасита оценил этот подход организации к изучению боевых искусств, одобрил его, дал ценные рекомендации.
В связи с тем, что основная идея объединения ТОКУКАЙ является изучение именно традиции боевых искусств Японии, как части национальной культуры страны. Причём не только в части культуры движений, но и в культуре отношений и традиций иерархического построения школ. В 2002 году мы обратились к наставнику  Токукай г-ну Сибуя Такаси  с вопросом и просьбой о возможности развития направления КОБУДО внутри организации.
Г-н Сибуя возражений не имел, идею одобрил и посоветовал опереться на хорошую школу и хорошего мастера, пояснив, что сам к преподаванию КОБУДО пока не готов.
В 2005 году такая возможность появилась. Появилась великая возможность выбора.
Первый вариант – это школа окинавского СЁРИН мастера Ёйхачи Ота,  под российским руководством Игоря Решетникова.
Вторая возможность кобудо Годзю-рю окинавского мастера Еики Курасита, представителем, которого в России является Сенцов Юрий.
Третий вариант Рюкю-кобудо мастера Юдзи Мацуои, который уже 10 лет является  наставником Кулакова Стаса.
От первого варианта пришлось довольно быстро  отказаться, как раз по причинам несоответствия в декларировании традиций и отсутствию наличия таких отношений de Facto, или скорее какого-то очень индивидуального понимания традиций боевых искусств Японии в части восприятия, отношений к изучению и преподаванию, культуры взаимоотношений.
Второй вариант, несомненно,  интересен и перспективен, но очень отставлен во временном и пространственном диапазоне, так как европейские представители Еики-рю полноценной информацией в части кобудо-еики рю  как раз и не владеют.
Третий вариант оказался предпочтительным по следующим соображениям:
Кулаков С. подошёл к интересующей нас проблеме изначально ответственно. И на деле оказался хорошим мастером и инструктором. Занятия стал проводить еженедельно с завидной добросовестностью.
Кулаков имеет постоянный контакт с наставником Мацуои, регулярно занимается в его додзё, обладает завидной работоспособностью и постоянно учится сам, что позитивно сказывается и на нём, и на его учениках.
Не пытается монополизировать свои отношения с наставником Мацуои, и добросовестно озвучивает и наши  пожелания, и проблемы, и вопросы не препятствует контактам и общению.
Извечные «звёздные» проблемы некоторого самонадеянного менторства и сенсейского  высокомерия списываем на молодость, и, во всяком случае, на сегодняшний день эти мелочи кажутся преодолимыми.
Единственным препятствием явилось лишь то, что школа рюки-кобудо строится на основах Кокусай Сёриндзи-рю Каратэ-до, японского направления сёрин. Однако мастер Мацуои посчитал это препятствие преодолимым, за что мы благодарны Кулакову С, который за нас и хлопотал.
К визиту мастера в ноябре 2006 года мы конечно готовились. В основном в части техник БО. В части техник ДЗЁ – самое начало. Иайдо позаниматься, вообще толком не успели.
По результатам семинара уместно больше слушать приговор мастера, чем резонировать самим.
Однако, имея возможность сравнивать, можно с уверенность сказать, что мастер Мацуои исключительно терпим к недостаткам учеников, более требователен к соблюдению традиций обучения, взаимоотношений, традиционного понимания дисциплины отношений и культуры. Эти проявления он видит в отношении ученика к скрупулёзному изучению технических нюансов, которыми изобилует стиль мастера Мацуои. Природное чувство юмора, уже скорее европейского, нежели японского часто  спасает утончённую натуру мастера от традиционного сермяжного отношения к любому делу. Мы конечно с собой боремся, но не всегда получается.
В прямую заслугу мастеру то, что очень он много показывает сам, не только с целью покрасоваться и похвастаться мастерством, сколько с целью продемонстрировать результаты  в разделе методик и фундаментальной постановки техник.
Не смотря на одну из главных концепций ТОКУКАЯ, о том, что у любого мастера- есть чему научится,  в независимости от стиля, школы и направления, не все члены организации глубоко прониклись идеей.
Изучение КОБУДО острова Рю-кю – обязательная программа «Школы каратэ-до ТОКУКАЙ» на ближайшие 10- лет. Будет выстроена официальная аттестационная, финансовая и семинарская схема. И будет неплохо, если обсуждения этих перспектив начнётся уже сейчас.
Стать  полноценным мастером боевых искусств  без владения традиционными видами оружия невозможно. Причём – не иметь общие представления - а именно владеть в японском понимании. Игнорировать эту часть японской культуры бессмысленно, с точки зрения идеологической позиции организации..
Мне показалось, что мастер не совсем верит, что школа иайдо Мусо Дзикидэн Эйсин-рю Йай хэйхо даст многочисленные  корни в России, так как декларированные объёмы тренировочных нагрузок вгоняют в депрессию и наводят на философские мысли о скоротечности жизни и быстротечности времени. Это удел избранных…
В программе – техники БО, ТОНФА, НУНТЯКУ, САИ, ДЗЁ.
Причём не только в части рюкю-кобудо, но и в части тайро-мусо рю (изысканная школа кобудо для посвящённых), для тех, кто достойно относится к делу.
Как известно русские вообще медленно запрягают. Надеюсь, хоть скакать будем быстрее. Мастер Ю. Мацуои теперь официальный наставник школы ТОКУКАЙ в части кобудо.
Предстоит большая и интересная работа.
Новая задача вновь привела к  мобилизации  всех ресурсов организации, в том числе и финансовых,  как личных, так и общественных, но опыт подсказывает, что это перспективные вложения.
Наличие несогласных с перспективами развития организации, процесс закономерный и перманентный. Чем скорее организация освободится от груза ни к чему не причастных, инертных, пассивных членов, чистых потребителей интеллектуальных и творческих ресурсов организации– тем будет лучше, не в первой.
На смену всегда идут молодые, целеустремлённые, перспективные и, по-хорошему амбициозные.
Нам представляется,   организацию мастера Мацуои в Санкт-Петербурге ждёт большое будущее. В культурной столице России, перекормленной суррогатами странных спортивных секций псевдо-каратэ, контрафактными методиками подготовки, загадочными организациями с таинственными названиями и культами, наполненными доморощенными сенсеями, навязывающими наивным ученикам  какое-то сугубо своё понимание боевых искусств,  ничего не имеющими с понятиями БУСИДО, безответственными и ленивыми болтунами, барыгами от детского спорта, пекущимися лишь о собственной корысти и чиновниками беззаветно их поддерживающими - МАСТЕР Ю.МАЦУОИ просто необходим.

Будем надеяться, что не только Генеральное Консульство Японии в Санкт-Петербурге в лице вице-консула, атташе по культуре г-жи Ёсинаго Комако, но и Санкт-Петербургские чиновники проявят, наконец, интерес  к защите прав граждан России на достоверную информацию о культуре боевых искусств Японии. Тем более, что на семинаре присутствовали представители г-на Ю. Мацуои из различных регионов России и пост советского пространства и кончится, наконец, время мракобесия, время мошенников и казнокрадов.

 

К списку новостей